С каждым годом современные
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все плотнее входят в нашу
жизнь. В последнее время всё шире проявляется роль информационных технологий в
системе дошкольного образования.
В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения» педагогам наряду с
традиционными формами работы предлагается использовать информационные
технологии: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, развивающие
дидактические игры, восприятие художественно – музыкального слова, разгадывание
ребусов и кроссвордов, компьютерные игры, решение проблемных дорожных ситуаций.
Использование компьютера, мультимедиа и других технических средств в образовательной
деятельности дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма способствует воспитанию и развитию творческих
способностей ребенка, формированию его личности, обогащению интеллектуальной
сферы дошкольника, позволяет расширить возможности педагога.
Проблема формирования у дошкольников устойчивых навыков
безопасного поведения на дороге актуальна на современном этапе.
В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях
около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Каждое десятое
дорожно-транспортное происшествие совершается с участием детей.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма –
проблема всего общества. Поэтому знакомить детей с правилами дорожного
движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с
самого раннего возраста. Знания,
полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком,
впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью
человека.
Использование
информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном
процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных
вопросов в дошкольной педагогике.
В своей практике я активно использую компьютерные презентации в
программе Power Point для ознакомления детей с правилами
дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации
обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и
лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объем
программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию
устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Например, для детей 4-5 лет целесообразно использовать такие
презентации, как:
– участники дорожного движения;
– дорога и ее главные части.
Для дошкольников 5-6 лет:
– виды транспортных средств;
– светофор, история его развития.
Для воспитанников 6-7 лет:
– виды дорожных знаков и их назначение;
– причины дорожно-транспортных происшествий.
Качественные иллюстративные
материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый
материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне
ощущений. Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам.
Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы Windows Media
демонстрирую детям обучающие мультфильмы:
– например, в средней группе – «Смешарики изучают Правила
дорожного
движения»;
– в старшей группе – «Про бабу Ягу и Правила дорожного
движения».
– в подготовительной группе – «Уроки тетушки Совы (Азбука
безопасности на дороге)»;
Встреча с
мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает
эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей
мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности
способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым
длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
Для обобщения
знаний дошкольников правил дорожного движения я применять разнообразные дидактические игры, используя программу Microsoft Word.
Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго
привлекают внимание ребенка. В качестве примера можно
рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках.
Например, в игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков
выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд.
В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные
знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только
закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра
приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.
Обогащению знаний о
поведении на дороге способствует восприятие музыки.
Начиная со среднего дошкольного возраста можно использовать в своей работе с
детьми проигрыватель Windows Media для разучивания стихотворений о
безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах
дорожного движения. Дети слушают стихотворения современных авторов, песни из
музыкального сборника«Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса»,
«Запрещается-разрешается», Светофор», «Переход дороги», «Остановка», «Дорожный
знак», «Огоньки машины»,«Санки» и другие. Ребята с удовольствием читают
стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и
это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения. В качестве
примера можно прослушать песню «Велосипед».
При организации
совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе можно
применять информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует
систематизации знанийо правилах дорожного движения; развивает нестандартное
мышление; дарит детямпрекрасное настроение.
Дошкольники очень любят разгадывать и кроссворды! Они
способствуют развитию познавательной активности, памяти детей, обогащают
словарный запас по правилам дорожного движения.
В программе
Microsoft Excel можно составлять самые разнообразные кроссворды.
Для
организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста я предлагаю использовать
программу Paint, в которой дети могут почувствовать себя настоящими художниками. В эту программу загружаются раскраски
по правилам дорожного движения из Интернет ресурсов, которые дают воспитанникам
возможность для творческой деятельности.
Дети
выполняют такие задания, как:
– раскрасить дорожные знаки;
– раскрасить пешеходный переход;
– раскрасить сигналы светофора и другие.
При этом, владея мышкой, дошкольники развивают координацию
движения руки, мелкую моторику рук.
В
настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста.
Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать
трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к
достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении
дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым
нужно помочь выполнить задание. Компьютер не только развивает интеллектуальные
способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как
самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость,
целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям
игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Самые
любимые компьютерные игры дошкольников:
– «Правила дорожного движения для детей».
– «Нескучные уроки».
– «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.
Я считаю, что
компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме
вызыва-
ет у детей огромный интерес.
– компьютер несет в себе образный тип информации, понятный
дошкольни-
кам, учитывая наглядно-образное мышление детей.
– наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу,
дает воз-
можность воспитателю включить три вида памяти воспитанников:
зрительную, слуховую, моторную.
– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание
ребенка.
– постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их
правильном ре-
шении компьютером, является стимулом познавательной активности
детей;
– компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального
подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый
ребенок выполняет задания своего уровня.
При
использовании информационно-коммуникационных технологий в
воспитательно-образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические
требования. Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков
безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных
технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в
системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя
традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную
информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.
Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо
учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных
навыков, но нельзя забывать о норме.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в
дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний
дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации,
обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.
Список литературы:1. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. – М, 2004г.
2. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 – 2009г.
3. ЭН. Безопасные дороги. - Мурманск, 2009 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий