Использование ИКТ в обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге.


 С каждым годом современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все плотнее входят в нашу жизнь. В последнее время всё шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования.
         В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения» педагогам наряду с традиционными формами работы предлагается использовать информационные технологии: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, развивающие дидактические игры, восприятие художественно – музыкального слова, разгадывание ребусов и кроссвордов, компьютерные игры, решение проблемных дорожных ситуаций. Использование компьютера, мультимедиа и других технических средств в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствует воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, формированию его личности, обогащению интеллектуальной сферы дошкольника, позволяет расширить возможности педагога.
Проблема формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуальна на современном этапе.
В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Каждое десятое дорожно-транспортное происшествие совершается с участием детей.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
         Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в дошкольной педагогике.
В своей практике я активно использую компьютерные презентации в программе Power Point для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.  Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Например, для детей 4-5 лет целесообразно использовать такие презентации, как:
– участники дорожного движения;
– дорога и ее главные части.
Для дошкольников 5-6 лет:
– виды транспортных средств;
– светофор, история его развития.
Для воспитанников 6-7 лет:
– виды дорожных знаков и их назначение;
– причины дорожно-транспортных происшествий.
       Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы Windows Media демонстрирую детям обучающие мультфильмы:
– например, в средней группе – «Смешарики изучают Правила дорожного
движения»;
– в старшей группе – «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».
– в подготовительной группе – «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
        Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
         Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения я применять разнообразные дидактические игры, используя программу Microsoft Word. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;  красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго
привлекают внимание ребенка. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках.
Например, в игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд.
В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.
        Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. Начиная со среднего дошкольного возраста можно использовать в своей работе с детьми проигрыватель Windows Media для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Дети слушают стихотворения современных авторов, песни из музыкального сборника«Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Переход дороги», «Остановка», «Дорожный знак», «Огоньки машины»,«Санки» и другие. Ребята с удовольствием читают стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения. В качестве примера можно прослушать песню «Велосипед».
         При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе можно применять  информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знанийо правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детямпрекрасное настроение.
           Дошкольники очень любят разгадывать и кроссворды! Они способствуют развитию познавательной активности, памяти детей, обогащают словарный запас по правилам дорожного движения.
В программе Microsoft Excel можно составлять самые разнообразные кроссворды.
           Для организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста я предлагаю использовать программу Paint, в которой дети могут почувствовать себя настоящими художниками. В эту программу загружаются раскраски по правилам дорожного движения из Интернет ресурсов, которые дают  воспитанникам возможность для творческой деятельности.
          Дети выполняют такие задания, как:
– раскрасить дорожные знаки;
– раскрасить пешеходный переход;
– раскрасить сигналы светофора и другие.
При этом, владея мышкой, дошкольники развивают координацию движения руки, мелкую моторику рук.
           В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста.
           Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
          Самые любимые компьютерные игры дошкольников:
– «Правила дорожного движения для детей».
– «Нескучные уроки».
– «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.
         Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызыва-
ет у детей огромный интерес.
– компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольни-
кам, учитывая наглядно-образное мышление детей.
– наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает воз-
можность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.
– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
– постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном ре-
шении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
– компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.
           При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования. Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.
Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка.
 Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.
Список литературы:
1. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. – М, 2004г.
2. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 – 2009г.
3. ЭН. Безопасные дороги. - Мурманск, 2009 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий