Рисунок как средство изучения дошкольника



ВВЕДЕНИЕ
Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования берет свое начало в первой четверти XX века. Трудно установить, кто из исследователей был первым. В 1913 г. Э. Торндайком была проведена работа по классификации рисунков и их качественной оценки. В 1921 г. К. Барт составил количественную шкалу для оценки рисунка мужской фигуры, выполненного детьми от трех до четырнадцати лет. В работе Ф. Гудинаф был использован тест «Нарисуй человека». Затем возникли другие тесты, в частности, тест «Дерево» К. Коха, идея которого принадлежала Э. Хушеру, использовавшего рисунок дерева в качестве психометрического инструмента.
Использование тестов привело к тому, что появлялись все новые и новые работы, в которых содержались более подробные сведения о тестах. К 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, в которой насчитывалось более четырех с половиной тысяч рисунков. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно «простое дерево», а затем «мертвое», «замерзшее», «счастливое», «испуганное», «грустное» и «умирающее» деревья. В 1948 г. Дж. Буком был предложен тест «Дом. Дерево. Человек». Выбор этих объектов был обоснован тем, что они знакомы каждому обследуемому. По мнению Бука, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, которая содержала тщательный анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. В 1978 г. вышла в свет работа Р. Стора, которая основана на статистической валидизации, в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве восьмисот двадцати человек от четырех до шестидесяти лет. К настоящему времени интерпретация теста «Дерево» по Стору является наиболее проработанной. К тесту «Нарисуй человека» также неоднократно возвращались. Д. Харрис в 1963 г. предложил модификацию теста, в которой рисунок человека выполнялся в трех вариантах — «мужчина», «женщина» и «автопортрет».
Рисунок — изображение, выполненное от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), является мощным средством познания действительности. Существуют многочисленные разновидности рисунка, которые различаются по методам рисования, темам, жанрам, назначению, технике и особенностям исполнения. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего его мира и его внутреннего состояния, содержания фантазий, воображения. Рисунок отражает уровень образного развития и уровень графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, социальных, политических, этических и эстетических идей. В то же время рисунок есть и эстетическое явление, имеющее длительную историю, которая насчитывает тысячи лет. Рисунок известен человечеству с глубокой древности. Считается, что впервые люди увидели рисунок, выполненный углем на стене пещеры, который являлся абрисом теней, отброшенных сидящими у костра людьми. Рисунки различаются по методам рисования, темам, жанрам, содержанию, технике исполнения, настроению, композиции. На эти особенности больше обращают внимание искусствоведы, психологический же анализ рисунка должен опираться на иные показатели.
История изучения детского рисунка
Рисование по праву считается важным видом творческой деятельности детей. Еще с античных времен оно использовалось в воспитательных целях, исследовательский интерес к детскому рисунку возник лишь в конце XIX – начале XX века. Первое толкование особенностей детского рисования можно найти в трудах европейских ученых этого периода – К. Риччи; К. Лампрехта, З. Левенштейна, Г. Кершентшейнера, Ж. Люкэ, Ж. Рума, К. Бюлля. Ими были заложены основы ведущих направлений в изучении детского рисунка – художественного, психологического, педагогического.
В России первыми исследователями детского рисунка были В.М. Бехтерев [1910], С.А. Левитин [1911], Ю.Н. Болдырева [1913]. Так, работа выдающегося психолога и психиатра В.М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» (1910 г.) представляет интерес и в настоящее время. Изучая характер штрихов и форм в рисунках у детей 3–4 лет, В. М. Бехтерев утверждал, что для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснять условия, в которых он находится. Он отмечал: «Детское творчество дает возможность иметь объективные данные для суждений взрослых о детском мире и в то же время поможет уразуметь, что такое дитя не с субъективной точки зрения, как это обыкновенно делается, а на основании этого объективного материала» [1]. В.М. Бехтерев первым в отечественной психологии показал возможность изучения детских рисунков для оценки динамики развития ребенка, особенно – психического.
В советский период вопросами изучения детского рисунка занимались Ф.И. Шмит [1924], А.В. Бакушинский [1925], Н.А. Рыбников [1926] и другие. Работы этих авторов приоткрыли психологическую природу феномена детского рисования. Исследователи отмечали, что детский рисунок передает отношение ребенка к окружающей действительности, само по себе рисование стало использоваться как метод изучения внутреннего мира маленького человека, его способности отражать картину мира в целом, мир своих переживаний. Так, А.В. Бакушинский полагал, что каждый ребенок может стать культурной и творческой личностью, думающей и рефлектирующей. Этой цели следовала созданная им система воспитания личности в творческой деятельности, основные идеи которой отражены в его книге «Художественное творчество и воспитание» (1925). Автор рассматривал развитие детского рисунка с разных позиций, в том числе с точки зрения отражения в нем «Я» ребенка. Он отмечал, что на стадии эгоцентризма ребенок изображает себя в центре рисунка, соответственно, воспринимает себя центром социального окружения.
В русле своих общих концепций психического развития рассматривали детский рисунок Л.С. Выготский и Д.Н. Узнадзе. Л.С. Выготский придавал большое значение изобразительному творчеству в формировании личности детей дошкольного и младшего школьного возраста, показывая социальную природу детского рисования. В работах, посвященных вопросам психолого-педагогического анализа детского творчества, Л.С. Выготский отмечал особенность графической формы детских изображений. По его мнению, они свидетельствуют о том, что «ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает», не считаясь с действительным видом предметов.
В работах Д.Н. Узнадзе рассматривались вопросы о закономерностях развития детской психики на основе анализа рисунков детей в разные возрастные периоды, в частности проявление в рисунках особенностей представлений, восприятия, памяти, мышления. Согласно положениям, высказанным Д.Н. Узнадзе, ребенок не присматривается к оригиналу и рисует без натуры. Он рисует не то, что непосредственно воспринимает, а то, что имеет в представлении.
Интересным представляется изучение эмоционального отношения детей к социальному окружению через рисунок, проведенное В.С. Мухиной. Анализ детских рисунков на темы «Самое красивое» и «Самое некрасивое» позволил выделить следующие особенности: дети 3–4 лет практически сразу приступали к рисованию, изображая «самое красивое», а вот «самое некрасивое» либо отказывались рисовать, либо прибегали к черканию, рисовали без особых стараний. Начиная с пятилетнего возраста, дети находили значительно больше решений заданных тем. «Красивое» для них – это то, что может быть связано с приятными зрительными впечатлениями (яркие цвета, явления природы, животные, несбывшиеся желания). «Некрасивым» изображалось все неприятное, страшное, пугающее в реальности и в сказках (волк, черти, «грязнули» и т. д.). В рисунках такого рода часто использовались темные краски. Метод «Рисунок самого красивого и некрасивого, доброго и злого», примененный В.С. Мухиной, широко используется в настоящее время в возрастной психологии для выявления эмоционального и когнитивного аспектов нравственных норм и ценностных ориентаций у детей в разные возрастные периоды.
В.С. Мухина подчеркивала значимость дошкольного возраста в овладении детьми выразительными средствами и применением их для выражения своего социального опыта, отношения к нему: «Ребенок присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет» [7]. Анализируя рисунки детей в разные периоды истории нашей страны (послереволюционные годы, годы войны, период 50–70-х годов), отмечается, что в содержании рисунков детей отражаются общественно значимые события, происходящие в их время.
Этапы рисования
В развитии рисования можно выделить 2 этапа, которые, в свою очередь, поделить на возрастные стадии, охватывающие весь период детства:
Первый этап. Доизобразительный.
1.Стадия “каракулей”, или “марания”. Возраст ребёнка – до 2-х лет.
«Каракули» – это самая ранняя стадия в развитии детского рисунка. На стадии каракулей ребенок еще не пытается нарисовать что-то определенное, его штрихи лишены всякого смысла. Поэтому на данном этапе то, что ребенок пытается изобразить, даже не назовешь собственно рисованием.
Её можно охарактеризовать как  до изобразительный этап графической деятельности. В этом возрасте карандаш и бумага не являются для ребенка какими-то специальными предметами, и поэтому используются не по назначению. Здесь главное для самого ребёнка – след на бумаге, который он оставил САМ!
Таким образом, первые рисунки дошкольников возникают случайно. Они являются следствием манипуляций ребенка с карандашом и бумагой или в результате подражания действиям старших.
Стадия каракулей является продолжительной и неоднородной. Её можно разделить на 2 этапа:
1) до 2-х лет.
Когда ребёнок научился делать свои первые штрихи на бумаге, они сначала идут приблизительно в одном направлении. С течением времени, когда рука ребенка приобретает большую уверенность, штрихи начинают меняться: перекрещиваться друг с другом, принимать другую форму (закругленных или ломаных линий).
Таким образом, из этих штрихов иногда складываются такие случайные фигуры, которые могут напоминать ребенку какие-то реальные предметы. Но на этой стадии развития он все еще не способен связать зрительный образ с процессом рисования и изобразить что-либо “реальное”.
2) после 2-х лет.
Примерно через полгода после начала стадии каракулей рисунки дошкольников претерпевают изменения. Ребенок начинает контролировать процесс рисования (зрительный контроль) и координировать свои движения. Теперь он начинает познавать свои каракули. Большинство детей рисует на этом этапе с большим удовольствием, так как развитие зрительно-моторной координации уже является большим достижением для ребенка. Иногда дети так увлекаются рисованием, что сидят, не замечая ничего вокруг.
2. Стадия последующей интерпретации. Возраст ребёнка – до 3-х лет.
По мере последующего развития ребенка  в рисунках увеличивается количество нарисованных предметов и меняется сам способ изображения. Этот этап является стадией бесформенных изображений и резко отличается от предыдущего по переживаниям самого ребенка. Теперь он уже намеренно пытается изобразить что-то конкретное, но его сил пока недостаточно для того, чтобы другому человеку можно было определить смысл нарисованного, так как по качеству изображения рисунки мало отличаются от рисунков предыдущей стадии. Вообще же в подавляющем большинстве случаев такие маленькие детки  не стремятся передать реальную форму того, что они рисуют (например, человека). Их рисунки воспроизводят  схемы или графические шаблоны. Это та же стадия каракулей, но теперь ребенок начинает придумывать названия своим рисункам, что свидетельствует об изменении в его мышлении. Каракули могут стать “папой” или “мамой”, хотя обнаружить их на рисунках пока невозможно. Но, если раньше ребенок получал удовольствие от того, что остается какой-то графический след от вождения карандашом по бумаге, то теперь он начинает связывать свои каракули с окружающим внешним миром. Начинается переход от “мышления в движениях” к “образному мышлению”. По мере того, как ребенок рисует, каракули на бумаге начинают приобретать для него зрительное значение, а это, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие рисования.
Таким образом, на стадии рисования каракулей наиболее важной для ребенка становится возможность создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.
Стадия каракулей заканчивается в тот момент, когда появляется замкнутый контур – “круг”.
Второй этап. Изобразительный.
1. Стадия схематического изображения. Возраст ребёнка – от 3-х до 4-х лет.
Данная стадия является очень продолжительной. В ней можно выделить ряд ступеней в зависимости от того, как поначалу примитивные схемы постепенно наполняются все более существенным содержанием.
Как только ребенок достигает 3-хлетнего возраста, в динамике его рисунков появляется тенденция к изображению окружнос­тей. Сначала они могут быть непрерывными, похожими на запутанный клубок. Потом становятся отдельными кружками, и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову.
Фактически круг — это самый простой рисунок, повсеместно выбранный образец и самая распростра­ненная фигура в природе. Ребенок будет продолжать ис­пользовать круг при изображении самых разнообразных деталей — головы, глаз, рта, туловища, ушей и даже волос.
Большинство специалистов в этой области психологии  считает, что ребенок рисует человека путем изображения самых важных его черт. Даже младенца больше всего интересует лицо с глазами, которыми человек смот­рит, ушами, которыми он слышит, ртом, которым го­ворит и улыбается. И впоследствии ребёнок выбирает именно эту часть тела для изображения че­ловека.
Таким образом, приблизительно в 3 года у детей появляется предметный рисунок, а излюбленным предметом рисования становится человек, который сначала изображается чрезвычайно упрощенно.

“Головоног”
Первой формой изображения человека становится так называемый “головоног”.
Это попытка снабдить голову человека, который до этого был просто “кругом”, различными «прило­жениями».  Отсюда — смешная фигура, которая вполне соответствует своему названию «голова­стик», «головоног», т. е. маленький человечек, у которо­го голова плавно переходит в ноги и  в котором уже безошибочно узнается человек.
Таким образом, “головоног” представляет собой голову округлой формы с отходящими от нее или расположенными рядом черточками (руками и ногами).
Причём окружность может символизировать голову вместе с телом, из-за чего некоторые специалисты считают некорректным такое определение, как “головоног”.  Ног и рук может быть больше, чем положено.
"Головоног"
Трёхлетние детишки также могут нарисовать своему человечку глаза, рот, нос и даже волосы.
На рисунках изображён типичный “головоног” .  Подобные рисунки дошкольников вполне соответствует норме вплоть до 4-хлетнего возраста.
2. Стадия схематического изображения. Возраст ребёнка – от 4-х до 5-и лет.
Примерно к четырем годам ребенок переходит к изображению примитивной схемы. Теперь у нарисованного им человека,  кроме головы, рук и ног, появляется и туловище. Но такой человек составлен из отдельных частей. Его ноги расположены по бокам туловища, а руки чаще всего начинаются от середины. Туловище может быть разнообразной формы – квадратной, овальной, в виде удлиненной полоски и т.д. Иногда оно отделяется от ног двумя линиями, идущими непосредственно от головы и перечеркнутыми посередине небольшой горизонтальной линией. Руки чаще всего изображаются с пальцами, которые бывают очень велики и напоминают при этом совершенно другие предметы. Число пальцев часто не сходится с действительным. Если из общей массы туловища выделяется шея, то она часто имеет непропорционально большую длину.
Ещё следует обратить внимание, что когда ребенок начинает рисо­вать второй круг, чтобы изобразить тело, первый круг, обозначающий голову, может отличаться преувеличенным размером. Это подчёркивает первенство головы. Хотя мнения исследователей в этом вопросе расходятся. Так, одни полагают, что голова нарисована большой потому, что это самая важная часть и символизирует человека ( и трудно с этим не согласиться, особенно, если вспомнить “головонога”). А, например, Р. Арнхейм (его труд – «Искусство и визуальное восприятие») считал, что голова получилась большой вследствие недостатка пространства на листе бумаги. То есть ребенок нари­совал большой круг в центре листа, и поэтому для других частей осталось очень мало места.
3. Стадия схематического изображения. Возраст ребёнка – от  5-ти до 6-ти лет.
На шестом году жизни ребенок получает представление о вертикали и горизонтали.
Если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, как будто падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально.
Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног.
Схематический рисунок с малым количеством второстепенных деталей
Пятилетний ребенок рисует руки и ноги уже двойными линиями.
Руки по-прежнему начинаются от середины туловища, но второстепенные детали пока отсутствуют или немногочисленны.

Схематический рисунок с многочисленными второстепенными деталями
К шести годам ребенок уже чаще всего рисует руки человека, начиная от верхней части туловища.
При этом появляются и различные второстепенные детали (пальцы, волосы, брови, ресницы).
Вообще рисунки дошкольников шестилетнего возраста в норме предполагают детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей (шею, пальцы, ступни, волосы или шапку вместо них, брови, одежду).

Анализ детского рисунка

Детский рисунок способен отражать внутреннее состояние ребенка, его взаимоотношения в семье, страхи, комплексы, переживания, беспокойство. С помощью внимательного анализа рисунка, в котором ребенок постарался изобразить свою семью, легко можно установить какие отношения в семье, счастлив ли ребенок или чувствует себя одиноким, часто ли в семье происходят ссоры, скандалы, каковы взаимоотношения родителей, братьев и сестер, не чрезмерно ли опекаем или, напротив, заброшен ребенок.
Идеальный рисунок – это когда ребенок изображает себя в центре, пропорции тела и фигур относительно друг друга соблюдены в правильных и логичных соотношениях. Папа и мама могут быть больше других людей немного, цвета яркие и позитивные, все могут держаться за руки, на рисунке все улыбаются, голубое небо, светит солнце. Это классический рисунок счастливого ребенка .
Рисунки же людей с раскинутыми в стороны руками, перекошенными лицами помимо богатой фантазии ребенка, могут указывать на то, что скандалы в семье не редкость, особенно это подтверждается, если цвета для своего художества малыш выбирал мрачные и темные.
Черный цвет сам по себе не должен пугать – дети часто выбирают именно черный карандаш или фломастер лишь по той причине, что он наиболее контрастно выделяется на листе. И только лишь всего. Но если в черном цвете он рисует диспропорции, странные сюжеты, лица без улыбок и себя в самом краешке листа за всем этим наблюдающим – это характеризует его угнетенное состояние духа или какую-то подсознательную тревогу и страхи.
Дети, которые чувствуют себя одинокими, могут рисовать себя в самом углу листа, располагают свою фигуру от остальных членов семьи (или друзей) поодаль. Или рисуют себя какой-то точкой. К таким детям надо быть внимательнее, надо больше выражать им свою любовь, общаться с ними.
Если ребенок испытывает ревность к братишке или сестренке, то велика вероятность, что нарисует их совсем малюсенькими и едва заметными на рисунке. Если он боится какого-то члена семьи или испытывает к нему неприязнь, он нарисует его как можно дальше от себя.
Ребенок, который рисует себя маленьким рядом с родителями и при этом вяло закрашивает контуры, получает недостаточно свободы. По всей видимости, малыша чрезмерно опекают. Иногда ребенок и вовсе забывает себя изобразить, это также может указывать на то, что ему уделяется мало внимания в семье.
Застенчивый и неуверенный ребенок изображает себя маленьким где-то с краю, уверенный же рисует смело, размашисто, не стремится к каким-то шаблонам, и не будет переспрашивать, удался ли его рисунок. Когда ребенок изображает себя без каких-либо частей тела – это тоже указывает на некую дисгармонию.
Допустим, отсутствие рук на рисунке – признак тревожности, замкнутости, в некоторых случаях у детей после 7-8 лет – еще и умственного развития. Разумеется, при этом следует учитывать, что нельзя ни в коем случае анализировать рисунок лишь по одному какому-то признаку.
Ребенок может просто поленится что-то нарисовать, т.к. в принципе рисовать не любит или он ответит, что руки он сложил за спиной. Если у ребенка хватает фантазии ответить на вопрос взрослого – то с ним все в порядке. Но если рисунок в черном цвете, а ребенок нарисовал себя маленьким, с каким-то странным выражением лица, при этом расположение других относительно него негармонично (все находятся где-то вдали от него) – то по нескольким признакам рисунка можно уже судить о состоянии психики маленького человека.
Если руки на рисунке, напротив, очень большие, пальцы прорисованы – это может указывать на агрессивность ребенка или того, кого он нарисовал. Возможно, она проявляется не столько в физических наказаниях, сколько в том, что ребенка часто ругают и критикуют. Короткие руки чаще рисуют замкнутые, обращенные внутрь себя дети, а длинные и раскинутые в разные стороны, наоборот, общительные и жизнерадостные.
Маленькие и плохо прорисованные ноги в изображении себя – также признак неуверенности. Такие мелкие детали как уши, глаза, рот – могут быть нарисованы точками или забыты по причине того, что ребенок может просто не уметь их рисовать, но иногда сигнализирует и другое. Например, отсутствие глаз или закрытые глаза могут означать желание отгородиться от других людей, внутреннее напряжение.
Слишком большие и прорисованные глаза рисуют чаще девочки, они могут означать страх, но если глаза нарисованы с тщательно прорисованными ресницами – то это выражает лишь желание привлечь внимание окружающих. Большой открытый рот, рот с зубами – также признак агрессии самого ребенка или того, кого он нарисовал. Точнее, восприятия ребенком этого человека как агрессивного.
В анализе детского рисунка важно еще, в какой очередности ребенок рисует состав своей семьи (группы в саду) – обычно наиболее значимого человека дети рисуют первым и большим по размеру, а затем всех остальных. Ребенок может изобразить не существующих или никогда не существовавших людей.
Отца, которого никогда не видел, если он переживает по поводу его отсутствия, или дедушки, который давно умер и малыш был очень к нему привязан. Иногда дети рисуют просто то, о чем мечтают, но чего у них пока нет -сестренку, «которая родилась», потому, что есть потребность в общении со сверстниками, возможно, какое-то чувство одиночества или вымышленных персонажей.
Детское творчество маленького человечка может рассказать о его проблемах и страхах и указать путь к решению этих проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время рисунок прочно вошел в практику психологической диагностики и коррекции и стал одним из наиболее распространенных объектов психологического анализа.
В отличие от других методов психологического изучения, например, опросников, рисунок имеет целый ряд преимуществ: а) он может быть использован на ранних этапах онтогенетического развития, начиная с двух-трех лет; б) применение рисунка в качестве теста занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, тогда как его информативность может быть значительно выше; в) рисуночные тесты могут быть применены в широком спектре практических задач: диагностических, учебных, коррекционных, а также в различных областях психологии — от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной, юридической психологии и психологии труда; г) для психологического анализа рисунок предоставляет большой объем как качественных, так и количественных показателей, что позволяет осуществить проверку на степень их валидности и надежности — наиболее важным требованиям к психодиагностическим методикам.
Использование рисунка в психологии выдвигает определенные требования к специалистам. Для работы с рисунками необходим большой опыт. Рисунок раскрывает много возможностей, но и требует значительного труда и терпения от исследователей, чтобы эти возможности использовать. Психологический анализ рисунка возможен, а сведения, получаемые из такого рода анализа, целесообразно использовать в психодиагностической практике. Кроме того, любое изображение можно проанализировать как с точки зрения его качественных особенностей, так и с точки зрения его количественных составляющих. А это значит, что, как говорилось ранее, рисунок может быть проверен на степень его валидности и надежности.   


ЛИТЕРАТУРА
1. Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В.Психологический анализ рисунка и текста. — СПб., 2006;
2. Обозов Н.Н. Мир нашего «Я» в рисунке и почерке. – СПб, 1999;
3. Психология цвета / под ред. С.Л. Удовик. – М., 1996;
4. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – М., 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ
1.   Рисуночная методика “Моя семья”
Цель:  выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи:  на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребёнком отношений в семье.  
Дайте ребенку лист бумаги и набор цветных карандашей (черный, синий, коричневый, красный, желтый, зеленый). Набор карандашей может содержать больше 6 цветов.
 Предложите ребенку нарисовать свою семью. И сделайте вид, что вы заняты чем-то другим и вам не до рисунка. Пусть ребенок ощутит хотя бы иллюзию свободы. Ваш пристальный взгляд невольно заставляет ребенка все "взвесить" на рисунке в пользу вас. Позвольте ребенку рисовать, пребывая лишь наедине с самим собой. Тем временем, "работая", вам надо незаметно для ребенка наблюдать за тем, как он рисует, что рисует, где рисует.
 После окончания рисования уточните некоторые детали наводящими вопросами. Затем проанализируйте данные. И если вы научитесь правильно трактовать эти данные, то сможете не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье. Все то, что ребенок тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать  вслух, все то, что в нем "бурлит" и "закипает", все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, "вырывается" наружу и застывает с "немым криком" на бумаге. И, застывая, молча кричать, молит вас о помощи.
Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого "забыл" изобразить, кого "добавил", кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д.
2.                Модификация рисуночной методики
“Моя семья” - “Семья, которую я хочу”
Итак, вы сделали лишь первые шаги для диагностики внутрисемейных отношений использую рисуночную методику "Моя семья". Однако, чтобы еще глубже заглянуть ребенку в душу, вы можете воспользоваться также другим вариантом этой методики, модификацией ее в методику "Семья, которую я хочу".
 Для этого, после того как  ребенок закончит рисовать свою семью, переверните лист бумаги на другую сторону или дайте чистый и предложите ему новое задание: пусть нарисует теми же карандашами еще одну семью, но не семью-близнец, а ту, которую бы он хотел иметь, иначе говоря - "Семью, которую я хочу".
 Своим заданием вам удалось невольно нажать на рычаги фантазии ребенка, снять тормоза, поднять завесу тайн его, увидев то, что скрыто даже для ребенка. И если первый из рисунков - это чаще всего что-то наподобие замка, открыть который не всегда возможно из-за шифра, то второй рисунок - ключ к замку, код к шифру. Второй рисунок - это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок - это "вход" в желаемое, "вход" в "Прекрасное Далеко", которое бы ребенок не прочь иметь уже сейчас.
Вы не найдете на втором рисунке даже намек на силуэты будущего мужа или будущей жены художника. Вы не найдете на втором рисунке его будущих детей. Ребенок это просто вам еще не в силах сам изобразить.

3.   Методика «Три дерева» (Э.Клессманн)
Ребенку предлагается нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, а затем сравнить их с членами своей семьи.
Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед. В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих "членов семьи", а других вытеснил.
4.  Тест “Рисунок несуществующего животного”
Цель: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
Для исследования необходимо: стандартный лист белой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.
Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.
5.  Тест  «ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК»
Это одна из самых известных проективных методик для исследования эмоционально-личностного развития, предназначена для детей и взрослых, может применятся для группового обследования.
Методика состоит из двух этапов: на первом – ребенок создает рисунки, на втором – проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им.
Инструкция: «Нарисуй дом как можно лучше». Следует засечь время, потраченное на рисунок. После того как ребенок закончит изображение, попросите его нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок работает над рисунком, надо наблюдать за ним, и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.
6. Тест “Рисунок человека”
Тест "Рисунок человека" разработан с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Процедура теста: ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".
Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("А какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "Любого", "Рисуй кого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "Ты начни, а дальше легче будет...". В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения.
В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее, если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.
 Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?
 Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.
После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?
 В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные  вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.
7.   Человек под дождём
Малораспространенной, но интересной и информативной является методика "Человек под дождем". Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ   Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем.
 Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
 В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.
 При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями.
 Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо "войти" в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
 Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.
8.  Рисунок дерева.
Ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево. Использование цвета не предусмотрено. Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны. На стволе должны располагаться ветви, на кроне – цветы и плоды.
Ребенок не ограничивается изображением дерева, и может создать вокруг целый мир, нарисовать дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники,  цветы, плоды на дереве).
9.   Рисуночный тест "Слон"
Существуют различные методы диагностики, позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Один из таких методов — исследование человека при помощи теста "Слон"
 Дайте человеку лист бумаги и попросите тестируемого нарисовать слона. Как, рисуя дерево, человек прикладывает его к своей жизни, так и рисуя слона, он рисует себя, свои проблемы и свое видение жизни.
10.  Графическая методика “Кактус”
 Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.
Цель:  исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
 При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
12.   Детский сад - рисуночная методика
 Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.  Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.
 Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада".
Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге. Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
13.    Методика «Цветовой тест отношений»
Цель: Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.
Описание теста: Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.
Инструкция к тесту:  "Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? "
        Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.
Примечание: В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий