Возраст 5-6 лет это старший дошкольный
возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы
ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом,
когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все
моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка
закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять,
каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает
всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте
запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В
этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром,
расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию
является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным
языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок
получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и
растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период называют сензитивным для
развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти,
воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он
становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать.
Хорошо играть в словесные игры, так как
ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и
согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове
(начало, середина, конец слова).
Конструктор хорошо развивает логическое
мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме - образцу,
начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо
выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.
Развивают все анализаторы – зрительные,
логические, словесные – различные логические таблицы. Все задания, построенные
на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное
восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» - на картинках
изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и
трамвай. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать
этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним
словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский
транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может
быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь
анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.
«Разложи по порядку». Предлагается ряд
иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен
определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то
есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность,
проследить логическую закономерность и обосновать.
«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память,
где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение – символы.
Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность
и воспроизвести табличку так, как должно быть.
В таких играх на логику прослеживается и
личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется,
чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются,
не верят в свои силы и задача родителей или психолога выработать у ребенка
стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это
их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на
это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет».
Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и
рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить
костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой
аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в
этом помочь.
Важным показателем этого возраста
является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически
относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные
характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым
или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей.
Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет
страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную)
можно заложить в ребенка. Берегите психику детей.
Спасибо за полезную информацию!
ОтветитьУдалить